Подъёмный кран на шасси автомобиля относится к виду специальной строительной техники, широко используемой при проведении строительно-монтажных работ. Автокран практически незаменим в случаях, когда требуется поднять груз на большую высоту либо переместить его с одного места на другое в пределах строительной площадки. Главный рабочий орган автокрана – стрела, выполняющая функцию грузоподъёмного механизма. В большинстве случаев она имеет телескопическое исполнение в виде отдельных секций различной конфигурации. Каждая из них вкладывается одна в другую и в нужный момент выдвигается на определённую длину. Эффект телескопирования легко представить на примере раскладного зонтика: в сложенном положении он короткий, а при раскрытии становится в два-три раза длиннее.
Конструкция
Наибольшее распространение получили трёх- и четырёхсекционные стрелы. Их основными конструктивными элементами являются:
- основание стрелы (базовая секция);
- поворотная рама, закреплённая на шасси автомобиля;
- выдвижные секции из высокопрочной стали, входящие одна в другую;
- направляющая ось, контролирующая параллельность выдвижения секций;
- гидросистема, включающая в себя гидроцилиндры, насосы, шланги и другие компоненты, обеспечивающие подъём стрелы и выдвижение сегментов;
- опоры скольжения, приводимые в движение гидроцилиндрами;
- ограничители, предотвращающие дальнейшее выдвижения сегмента при достижении им максимальной длины.
Профиль (поперечное сечение) стрелы может иметь разнообразные формы: прямоугольную, трапециевидную, гексагональную, октагональную, U-образную (овоидную). На современных автокранах наибольшее распространение получил овоидный профиль, который выполнен в виде прямоугольного короба с закруглёнными верхними сторонами и нижней частью в виде полукруга. Благодаря такой форме удаётся достичь оптимального распределения нагрузки и добиться высоких эксплуатационных параметров кранового оборудования в части грузоподъёмности стрелы, её максимально возможной длины, плавности хода секций. Важный плюс U-образной формы – повышенная прочность конструкции, что позволяет тратить меньшее количество металла на изготовление стрелы по сравнению с другими профилями.
Процесс телескопирования
Под телескопированием подразумевается выдвижение вложенных друг в друга коробчатых сегментов стрелы под действием гидравлического давления, развиваемого гидроцилиндрами. Чтобы уменьшить силу трения и обеспечить плавность процесса телескопирования, в секциях устанавливают так называемые «скользуны», проще говоря – плиты скольжения. Эти элементы, изготовленные из полимерных материалов (в основном из полиамидов), совместно с упорами и накладками также минимизируют люфты и боковые смещения, что в совокупности способствует уменьшению износа поверхностей деталей при их перемещении относительно друг друга.
Преимущества
Наличие телескопической стрелы позволяет автокрану свободно передвигаться не только в пределах строительной площадки, но и в городских условиях, что существенно повышает его мобильность. Кроме того, такая стрела значительно облегчает работу оператора в местах со сложным рельефом и ограниченным доступом. Вылет стрелы обратно пропорционален весу поднимаемого груза – для его определения существуют соответствующие таблицы. Опытные крановщики часто делают это «на глаз» под личную ответственность, стремясь сэкономить на трудозатратах при производстве строительно-монтажных работ.
В решётчатых конструкциях с тросовой подвеской стрела имеет постоянную длину, поэтому её вылет регулируется только изменением угла наклона либо перемещением автомобиля на новое место. В телескопической конструкции вылет можно увеличить или уменьшить при постоянном угле наклона, меняя длину стрелы за счёт подвижности её секций. В большинстве случаев это избавляет от необходимости прерывать рабочий процесс, чтобы переставить автокран. Также появляется возможность более точно позиционировать груз при его перемещении в вертикальной плоскости.