Ограничитель грузоподъемности (ОГП) для крана используется в качестве предохранительного устройства. Он автоматически отключает механизм подъема и вылета стрелы, если масса груза превышает значение, указанное в техническом паспорте. Прибор предотвращает опрокидывание крана и прочие аварийные ситуации, связанные с перегрузкой. Отталкиваясь от Постановления №98 Госгортехнадзора РФ от 31 декабря 1998 года ОГП должен стоять на каждом стрелковом и мостовом агрегате.
Конструктивные особенности
Большая часть моделей ограничителей состоят из двух блоков:
- датчика усилия;
- защитного устройства, убирающего нагрузку со стрелы.
Крановая установка может быть оснащена следующими видами ОГП:
- механическим. Датчиком служит пружина или груз, который уравновешивает поднимаемый вес. При превышении допустимой массы создается усилие, перевешивающее силу, исходящую от компенсирующего элемента. По итогу срабатывает отключатель, и к приводам не поступает питание;
- электромеханическим. Наиболее популярная разновидность, так как универсальна, и может не только отключать моторы, но и опускать закрепленный груз. Такой ОГП работает в паре с датчиками, считывающими различные показатели. Электросхема не дает грузовому моменту выйти за пределы допустимой отметки более чем на 10%. Датчики дают возможность узнать многие эксплуатационные параметры, по которым удастся проанализировать причину той или иной неисправности;
- гидравлическим. Такие обычно используют на грузоподъемных механизмах с гидроприводом. Прибор предполагает перепускной клапан, открывающийся при превышении давления. Через него сливается рабочая жидкость до тех пор, пока показатель не придет в норму или не будет опущен груз.
Также бывают комбинированные устройства, совмещающие функции механического и гидравлического ОГП.
Востребованы первые два типа: первый характерен наиболее простой конструкцией, а электромеханический ограничитель позволяет автоматизировать многие процессы.
Назначение и функциональные возможности
Ограничитель крана предотвращает опрокидывание техники, падение груза, разрушение силовых элементов (канаты, крюки, подъемный механизм и т.п.). Также он не допускает образование трещин в металлических конструкциях, которые возможны по причине перегрузки.
В правилах указано предельное превышение в процентах, на которое закрепленный груз может быть тяжелее предельного веса, прописанного в паспорте грузоподъемного механизма. Для мостовых агрегатов это 25%, портальных кранов с полным поворотом – 15%, манипуляторов – 10%.
Допускается погрешность в 2 – 3%. Объясняется это тем, что в ходе подъема объекта не исключены рывки при срабатывании привода, движении стрелы. ОГП настраиваются таким образом, чтобы не учитывали кратковременных перегрузок, поэтому срабатывают с задержкой 0.3 – 0.8 секунд.
Техническое освидетельствование
Датчик ограничительного устройства, неважно какого вида, требует регулярного освидетельствования. Как именно это делается – прописано в паспорте от изготовителя. Действия направлены на поддержание должного уровня безопасности. В ходе проведения мероприятий удается выяснить, насколько исправен защитный прибор. По итогу решается: продолжать его использовать, перенастроить или заменить новым.
Выделяют два метода освидетельствования:
- динамические испытания;
- с помощью точно взвешенного груза.
Результаты обслуживания обязательно вносятся в техпаспорт или вахтенный журнал.
ООО «ФУВА КРАН ГРУПП» является эксклюзивным официальным дистрибьютором кранов Fuwa и XJCM. Компания поставляет гусеничные агрегаты с телескопической и решетчатой стрелой, короткобазные вездеходные краны, любые запчасти для крановых манипуляторов. Техника доставляется прямо до площадки заказчика, где по ходу сборки крана проводится обучение персонала. Действует постпродажное сервисное обслуживание.