Сейчас гусеничные краны активно используются в строительстве, при погрузочных работах и монтаже промышленного оборудования. Это самоходная спецтехника стрельчатого типа. Первые «прототипы» современных конструкций появились в 1960-х годах. Актуальные модели обладают высокой прочностью, устойчивостью и маневренностью. Они универсальны, просты в эксплуатации, а также имеют долгий срок службы. Гусеничный кран намного эффективнее справляется с выполнением базовых задач на стройплощадке (например, транспортировка материалов), чем пневмоколесные.
Благодаря особенностям конструкции, спецтехника обладает множеством преимуществ:
- Передвигаются по любому типу почвы;
- Устойчивость при большой опорной площади (конструкция выдерживает постоянные механические, силовые нагрузки, не деформируется);
- Может развернуться на месте (маневренность) и преодолевает подъемы до 20 градусов;
- Установка гусеничного крана вращается под любым углом на 360 градусов (может перемещаться на стройплощадке с грузом);
- Является самоходной грузоподъемной спецтехникой, которая может переносить тяжелые предметы разных параметров, форм и массы.
В гражданском строительстве, при ремонте дорог и монтаже металлоконструкций применяются современные модели гусеничных кранов. Они часто оснащены основными и дополнительными крюками. При этом все механизмы исполнения задач подключены к дизелю через специальные зубчатые передачи, независимые ресурсы (для одновременного выполнения нескольких рабочих движений). Грузовая и стреловая лебедки унифицированы, есть новые, износостойкие обгонные муфты. Ключевым элементом конструкции является платформа. Механизм поворота управляется из кабины, при этом можно контролировать скорость разгона, торможение (приводится в движение цепной передачей). Управление гусеничных кранов преимущественно рычажное-гидравлическое. А питание всей системы осуществляется через шестеренный насос (и дополнительные механизмы).
Основные части и элементы управления крана
Состоят из двух основных частей – ходовой и поворотной. Нижние механизмы предназначены для перемещения, выполнения базовой функции (это своего рода тележка, но с улучшенными характеристиками). Устанавливается ОПУ или опорно-поворотное устройство. Эта часть конструкции наиболее важна, так как обеспечивает возможность вращения крана вокруг своей оси. Среди дополнительных механизмы есть лебедки, генеральные группы, кабина, дизель-электрический аппарат (это все крановая установка). Также конструкция современного гусеничного крана была бы невозможна без использования стрелового оборудования, противовесов и крюковой обоймы. Навесные части могут быть совершенно разными (в зависимости от задач спецтехники).
Выше на рисунке представлено устройство гусеничных кранов. Стоит отметить, что универсальные модели работают на гибридном дизель-электрическом агрегате. Но есть оборудование, где применяется гидропривод. К основным характеристикам этой спецтехники относят:
- Скорость выполнения двигательной операции – от 1 до 10 км/ч;
- Скорость вращения – от 1 до 4 оборотов в минуту;
- Длина стрелы – в среднем от 80 до 120 метров;
- Давление на почву – не превышает 0,1 Мпа.
Все органы управления гусеничного крана расположены в кабине. Именно отсюда осуществляется контроль за работой оборудования. За счет большой грузоподъемности, маневренности, эта спецтехника идеально подходит для транспортировки стройматериалов и промышленных установок (при использовании самоходной стрелы). Высокая проходимость гусеничных кранов обусловлена наличием особой конструкции шасси. При этом используется большое количество дополнительных запчастей, внутренних механизмов ходовой и поворотной частей, а также разные виды запасников.
Подводя итог, в 2023 году на российском рынке представлен большой выбор гусеничных кранов. Устройства могут быть оснащены разным навесным оборудованием, иметь улучшенный вылет стрелы, грузоподъемность и даже другой тип силового агрегата. К схожим элементам конструкции этой спецтехники относятся стрела, поворотный механизм, крюк, лебедка, сварная рама, кабина, продольные балки (неподвижная часть). Все элементы отвечает за конкретные задачи. Так, например, поворотная платформа гарантирует устойчивость и высокую маневренность всей установки (возможность поворачиваться в узком пространстве). А гусеничное шасси дает свободное перемещение даже по бездорожью, глинистой почве. Кабина машиниста является связующим звеном. Там есть операторское сиденье и все необходимые элементы для управления оборудованием (у водителя широкий радиус обзора для контроля за выполнением рабочих задач).