В наличии демонстрационные модели кранов грузоподъёмностью от 100 до 750 тонн за 50% от стоимости!!!

Запасовка троса на кране

При техобслуживании автомобильного крана необходимо выполнять множество манипуляций, и одной из основных является запасовка троса. На этом же этапе оценивают изношенность составляющих – поврежденные элементы заменяют новыми. Правильность запасовки троса определяет его долговечность, сохранение прочности, безопасность при выполнении грузоподъемных работ.

Запасовка троса

Зачем нужна запасовка и что она собой представляет

Каждый крановщик перед выездом на объект должен проверить состояние автокрана, качественно запасовать трос. При запасовных работах необходимо корректно расположить и натянуть канат в полиспастах – основных составляющих стрелы автомобильного крана.

Полиспасты выглядят как особые блоки-звенья в количестве от 2 до 4 штук, расположенные между собой и образующие систему, куда входит канат. От числа полиспастов зависит грузоподъемность автокрана – чем больше звеньев, тем с более тяжелыми грузами ему под силу работать. Также эти элементы равномерно распределяют нагрузку на все рабочие узлы конструкции.

При запасовке важно добиться того, чтобы трос правильно раскручивался. Если он будет перекручен или неправильно размещен в полиспасте, его волокна быстро начнут истираться, что отразится на сроке службы основного элемента. Если пренебречь этой операцией, ни о какой гарантии безопасности грузоподъемных работ и их успешности речи идти не может.

Порядок действий при запасовке

Для качественного выполнения работ следует придерживаться строгой последовательности. Это гарантирует долговечность каната, сокращает периодичность его ремонта или замены.

Запасовка каната – пошагово:

  1. Прежде чем запасовывать трос, его внимательно осматривают. При обнаружении видимых повреждений, например, износа, трещин или разрыва, принимают меры. Также смотрят, чтобы на поверхности каната отсутствовали вмятины и изломы, так как они выступают причиной дополнительных напряжений и повреждений при натяжке.
  2. Если состояние троса удовлетворительное, переходят к запасовке. Первым делом определяют точку начала и точку конца запасовки. Обычно их выбирают так, чтобы они располагались на соответствующих звеньях троса. Далее, двигаясь вдоль каната, привязывают куски материала на равной удаленности друг от друга. Эти кусочки на профессиональном языке называют запасными спиралями. Они работают в качестве остановочных элементов, не дают тросу сместиться или сползти при его натяжении.
  3. Натягивают канат между звеньями. Важно выполнять эту манипуляцию равномерно, аккуратно, иначе может возникнуть лишнее напряжение на тросе.
  4. Запасовывая канат, важно отслеживать направление его спиралей. Они должны быть размещены на одной плоскости, без перекручивания. Бывает, что запасные спиральки начинают перекручиваться или сдвигаться – это может указывать на неправильную запасовку или повреждение троса. Если такое происходит, канат останавливают, повторно осматривают и, если необходимо, обслуживают.

По окончании работ важно протестировать результат. Для этого к крюку автокрана подвешивают груз небольших размеров. При обнаружении ошибок их сразу устраняют. Если результаты теста удовлетворительные, кран допускают к работам с более тяжелыми грузами. Запасовывают трос, как правило, специалисты. Они выдают документ, где сказано, что грузоподъемная машина готова к дальнейшей работе.

Распространенные ошибки

Если запасовывать канат своими руками или доверить эту работу неквалифицированным лицам, возможно допущение ряда ошибок. Из-за этого крановая машина может работать неправильно, что чревато созданием аварийной ситуации на стройплощадке.

Благо, для определения неправильной запасовки достаточно внимательно осмотреть этот конструктивный узел. Какие моменты указывают, что трос запасован не так, как положено:

  • канат накручен на лебедочный механизм в хаотичном порядке;
  • даже когда ненадолго поднимаешь нетяжелый груз, трос сильно растягивается;
  • канат перекручен (на его пучках будут видны расхождения).

Эксплуатация автомобильного крана с неправильно запасованным тросом запрещена. При обнаружении ошибок следует вызвать мастера, который устранит их и по новой протестирует работоспособность техники.

Действия специалиста при неправильной запасовке

Последовательность выполнения работ:

  1. Аккуратно извлечь трос, для чего понадобится раскрутить лебедочный механизм. Если при осмотре будут обнаружены дефектные места или повреждения, рекомендуется заменить канат. Даже если перетерлось несколько волокон – это уже серьезное повреждение. Такой канат, будучи под нагрузкой, долго не продержится.
  2. Как можно более равномерней растянуть трос между блоками-звеньями. На этом этапе отслеживают направление спиралей.
  3. Начать наматывать на лебедку, следя за правильным расположением каната. Двигаться надо от одного края к другому и обратно.
  4. Устранив ошибки, протестировать работу.

Правильно заправленный канат дольше служит, с ним повышается безопасность проведения грузоподъемных работ. Рекомендуется доверять запасовку мастерам, знающим все нюансы.